АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
О. де Бальзак – писатель, журналист и издатель
Подготовила студентка 2 курса факультета филологии и журналистики группы ЖР-21
Кристина Иноземцева

АСТРАХАНЬ, 2021 г.
Оноре де Бальзак родился в г. Туре в буржуазной семье, воспитывался в Вандомском коллеже монахами-ораторианцами, затем учился в Школе прав и параллельно слушал лекции по литературе в Сорбонне. Унаследованную от отца фамилию Вальса он изменил на де Бальзак, претендуя на родство с древним дворянским семейством, которому принадлежало это имя.

В 1820 г. он пишет свое первое произведение – трагедию «Кромвель», в которой подражает Расину.

Шагреневая кожа

В начале 1820-х гг. он создает целую серию романов такого рода: «Наследница Бирагского замка», «Клотильда Лузиньянская», «Арденнский викарий», «Последняя фея», «Анкета и преступник». Эти романы публикуются под разными псевдонимами и не приносят Бальзаку ни известности, ни материального успеха.


Сам он называл их «коммерческими»,

а позднее – «литературным свинством».

Первым произведением, которое сделало имя Бальзака известным, стал исторический роман «Шуаны, или Бретань в 1799 году» (1829).

Обращаясь к событиям тридцатилетней давности, писатель стремится не только воссоздать исторические реалии, но и увидеть в них некую аналогию событиям текущей жизни, т.е. почерпнуть в истории «урок» для современников.

Серия очерков 1825 г. под названием «Кодекс честных людей, или Искусство не оставаться в дураках».

1829 г., – трактат «Физиология брака». Он написана в шутливо-ироническом тоне, в ней Бальзак высказывает свои мысли о семье как первоначальной частице общества.

Нравоописательные очерки представляли собой зарисовки современной жизни, городского быта, типов горожан, жанровые сценки, портреты людей разных социальных сословий, разных профессий и характеров: «Ростовщик», «Нотариус», «Провинциал», «Министр», «Бакалейщик», «Несчастный», «Госпожа Всеотбога», «Сатирические сетования по поводу современных нравов».


В 1830 г. Бальзак публикует «Сцены частной жизни» — небольшой сборник рассказов и повестей, в которых можно увидеть своего рода иллюстрацию некоторых положений «Физиологии брака».

Философский роман и повести
Он называет их «Философскими этюдами»: это «Шагреневая кожа» (1831), «Эликсир долголетия» (1830), «Красная гостиница» (1831), «Неведомый шедевр» (1831), «Проклятое дитя» (1831-1836), «Луи Ламбер» (1833), «Поиски абсолюта» (1834), «Прощенный Мельмот» (1835), «Серафита» (1835).

В них Бальзак стремится выразить свое представление о закономерностях, которым подчинена современная жизнь. При этом он идет от общего к частному, от заданной идеи к образу, идея вырастает не из художественного анализа конкретных явлений и человеческих характеров, а формируется умозрительно и затем иллюстрируется с помощью сюжета и образной системы произведения.
Рядом с романами тенденциозными и «сенсационными» появились первые зачатки романа натуралистического, – романа, ставившего себе задачей не поучать читателя, не рисовать ему идеалы, а просто изображать действительность. Отцом натуралистического романа считается Бальзак.

Одним из наиболее значительных произведений Бальзака стал роман «Утраченные иллюзии» (1837-1843), опубликованный с посвящением В. Гюго. Согласно замыслу Бальзака, роман должен был «объяснить судьбу множества молодых писателей, так много обещавших и так плохо кончивших».

В «Утраченных иллюзиях» обрисованы три типа литератора: поэт, журналист и настоящий, или, как говорит Бальзак, «большой» писатель.

В центре внимания — поэт, богато одаренная натура, поэт и к тому же красавец. Он мечтает создать великое произведение и благодаря этому прославиться.
Журналисты готовы писать что угодно о ком или о чем угодно, лишь бы платили. Они способны на любую провокацию, шантаж, осмеяние того, что достойно и полезно. Все это делает прессу разрушительной силой и для общества в целом, и для отдельной личности, окунувшейся в журналистику.
Поэту и журналисту в романе Бальзака противопоставляется «большой» писатель. Это не только одаренный, но и высоконравственный литератор. Его отличают широкие познания, высокие убеждения, собственная жизненная философия, сильный характер.
К моменту публикации «Утраченных иллюзий» окончательно оформляется бальзаковский замысел создания единого цикла произведений о современности, а из всех вариантов названия цикла автор отдает предпочтение «Человеческой комедии». В 1842 г. появляется и предисловие к «Человеческой комедии» – своего рода манифест писателя, сознающего новаторский характер создаваемого им ансамбля произведений. Произведения «Человеческой комедии» Бальзак называет «этюдами», подчеркивая тем самым свою ориентацию на научный анализ, и подразделяет их на «Этюды о правах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды».

Этапы деятельности как журналиста
1
1826 г.
«Фельетон политических газет» (основан совместно с Жирарденом), давался обзор текущей литературы.
2
1829 г.
Сотрудничество в сатирической газете «Силуэ» (писал очерки и статьи).
3
1825-1826 гг.
Опубликовал цикл очерков «Кодекс честных людей, или искусство не оставаться в дураках».
4
1830-1832 гг.
Деятельность в газете «Карикатюр». 216 своих очерков (почти половину) он написал как сотрудник этого журнала. Например, Очерк Бальзака «Великие акробаты», в котором работа правительства Луи-Филиппа изображается как балаганное представление канатных плясунов, чья «система не в том, чтобы идти вперед», а в «маленьких прыжках назад».
5
С 1831 г.
Бальзак печатает статьи в «Ревью де Пари» и в «Ревью де Демонд».
6
1835 гг.
Главный редактор газеты «Парижская хроника». Вел литературный и внешнеполитический разделы.
7
В 1835-36 гг.
Велся судебный процесс Бальзака против парижского издателя «Ревью де Пари» Ф. Бюлоза.
8
1840 г.
«Монография о рантье».
9
1843 г.
«Монография о парижской прессе»: критика французских журналистов, широкая сатирическая картина нравов французской журналистики. Пишет о продажности, зависимости журналистов от правительства. После выхода монографии на Бальзака обрушивается куча обвинений в том, что он просто сводит счеты с обидевшими его журналистами.
Трудно найти писателя более разнообразного в своей литературной деятельности, чем Бальзак. Кроме романов, он писал драмы, комедии, критические статьи, фельетонные заметки, политические памфлеты, ученые и философские трактаты. Бальзак был одним из наиболее плодовитых писателей. Не считая массы мелких журнальных статей, он написал 120 крупных произведений, составляющих в общей сложности более 10 тысяч страниц.
Бальзак-журналист оказался в одной из ключевых точек той эволюции, поскольку политическая и социально-бытовая сатира потребовала «наглядной» передачи критикуемого объекта. Это стало возможным в результате плодотворного сотрудничества французских журналистов и художников; то, что вначале родилось как ответ на сиюминутные требования времени, приобрело новый смысл в контексте истории журналистики.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website